Повышение эффективности бизнеса

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации компании должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении

1. Разработка видения и миссии компании

Исходной точкой стратегического управления любой компании является ее миссия. Именно миссия задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии.

«Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).

Обычно миссия формулируется в двух вариантах, внешнем и внутреннем

  • Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения, который направлен прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.
  • Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии

Видение - представление об образе компании, к которому нужно стремиться, итог реализации миссии в будущем.

«Задача руководства – видеть не нынешнюю компанию, а какой она может стать».
Джон Титс, глава корпорации Greyhound

2. Постановка стратегических целей

С миссией и видением прямо связаны цели компании: их достижение позволяет в итоге соответствовать выбранному образу.

Стратегические цели: долгосрочные (на 5 лет) и среднесрочные (на 3 года).  После них следуют операционные задачи на текущие полгода и год.

Для разработки эффективной стратегии необходимо четко определить стратегические ЦЕЛИ. Наиболее эффективным подходом к постановке целей на сегодняшний день является S.M.A.R.T. подход. Согласно данному подходу, цели должны быть Конкретными (Specific), Поддаваться Измерению (Measurable), быть Достижимыми (Attainable), Реалистичными (Realistic), Гибкими и/или Определенными во времени (Tangible/Time-based).

3. Разработка корпоративной бизнес-стратегии

Стратегия компании - это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Стратегия исходит из миссии, видения и ценностей компании

    Миссия    
Уникальные
ценности
для клиентов
Ценности Уникальные
ценности
для сотрудников
    Видение    
Долгосрочная
стратегия
Стратегия Ключевые
приоритеты
    Цели и задачи    

Цикл стратегического планирования

Цикла стратегического планирования

4. Проведение бизнес-сессий и мозговых штурмов

Бизнес-сессия - это профессионально модерируемое собрание команды менеджеров компании, предназначенное для решения конкретной бизнес-проблемы. Обычно это мероприятие проводится в специально подобранной обстановке (за городом, в пансионате и т.д.), где менеджеры могут целиком посвятить себя решению проблемы.

Основными результатами бизнес-сессии должны стать:

  • Решение бизнес-проблемы, разделяемое всеми или большинством менеджеров компании
  • Документ, представляющий собой некую форму соглашения о намерениях и/или план дальнейших мероприятий
  • Значительные подвижки в построении команды (team-building)