КАК СОЗДАТЬ МИССИЮ КОМПАНИИ?

Что такое миссия компании?

Существует ряд определений, которые дают понятию миссия известные зарубежные и российские гуру в области стратегического развития и управления организацией.

Определений миссии масса. Однако, анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе различных определений можно выделить два основных элемента, которые должна в себе содержать миссии любой компании:

  1. смысл и цель существования организации;
  2. в миссии должно проявляться отличие данной компании от других, подобных ей на рынке (предоставляющих сходные товары/услуги).

При этом стоит разделять понятия миссии, видения и целей компании. Миссия понятие более глобальное, которое включает в себя видение, как макро цель, итог реализации миссии в будущем, путем прохождения через необходимые шаги - цели компании.

Как выработать миссию? (коучинговый подход)

С понятием миссии мы немного разобрались. Теперь поговорим, как подойти к процессу разработки миссии и провести его наиболее грамотно. Для разработки миссии, которая будет действительно "работать", мы рекомендуем использовать один из самых эффективных на сегодняшний день подходов к управлению бизнесом - коучинговый подход.

Суть коучинга можно определить следующим образом: коучинг – это процесс повышения эффективности Клиента (компании) за счет более продуманного и осознанного планирования деятельности (бизнеса), более высокой компетентности при четкой сфокусированности и ясности цели. Согласно коучинговому подходу, владелец (руководитель) компании, а именно он и только он может являться инициатором процесса формирования миссии должен быть:

  • ГОТОВ. Очень важно, чтобы руководство осознало необходимость миссии. Если высшее руководство еще не "дозрело" до идеи стратегического управления, то не стоит начинать разговоры о миссии компании. Таким образом, для выработки миссии нужно, чтобы к этому процессу было готово руководство.
  • СОГЛАСЕН. Но понимания необходимости мало, у руководства должно быть желание заниматься формированием миссии компании. Готовность тратить энергию, время и заниматься выработкой миссии охотно и активно.
  • СПОСОБЕН. У руководителя должен быть соответствующий уровень компетентности и понимания в вопросах стратегического развития. Однако, на практике часто бывает, что руководитель интуитивно понимает необходимость и важность разработки миссии, но у него также есть понимание и/или ощущение нехватки профессиональных знаний в вопросах стратегического планирования. В такой ситуации самым лучшим выходом будет приглашение стороннего консультанта-практика, в портфолио которого уже есть несколько разработанных им и успешно работающих миссий.
  • ПОДХОДИТ. Руководитель должен подходить к миссии как к "рабочему инструменту" стратегического управления, с помощью которого можно не только мотивировать сотрудников, но и управлять имиджем и репутацией компании на рынке, а не как к "модной фенечке".

Итак, руководитель осознал, что разработка стратегии невозможна, если у компании отсутствует миссия. Теперь необходимо вовлечь в процесс её формулировки все уровни менеджмента, а также компетентных внешних консультантов, которые уже имеют теоретический и практический опыт выработки миссии компаний. Консультанты нужны для того, чтобы сделать процесс выработки миссии более продуктивным и менее затратным по времени.

Сформированной команде необходимо провести комплексный анализ рынка и самой компании, для более адекватного и глубоко отражения деятельности компании и её взаимодействия с бизнес - окружением в новой миссии. Также желательно изучить заявления о миссии известных мировых компаний.

Результаты проведенного анализа команда использует при постановке стратегических целей компании, которые должны быть, как уже говорилось выше отражены в миссии компании. Наиболее эффективным подходом к постановке целей на сегодняшний день является S.M.A.R.T. подход. Согласно данному подходу, цели должны быть Конкретными (Specific), Поддаваться Измерению (Measurable), быть Достижимыми (Attainable), Реалистичными (Realistic), Гибкими и/или Определенными во времени (Tangible/Time-based).

Многие скажут, что основная цель любого бизнеса (компании) получение прибыли или иными словами "зарабатывание денег". Но необходимо помнить, что миссия это стратегическая цель и основная причина существования компании. В случае если компания имеет миссию выраженную как "зарабатывание денег", то такая компания скорее всего будет сталкиваться с большими трудностями в перспективе: низкая эффективность в ситуациях на рынках, где деньги стали "длинными", и началась неценовая конкуренция. К тому же, если компания выбирает формулировку как: "Мы зарабатываем деньги, а наша цель – зарабатывать как можно больше", вряд ли она станет привлекательным партнёром для своих клиентов и работодателем – для своих сотрудников.

Таким образом, единственной целью компании не может быть зарабатывание денег – это лишь один из результатов, следствие грамотной стратегии, и управления компанией, одним из наиболее важных инструментов которых как раз и является миссия.

К тому же, не стоит забывать о том, что конкуренция вынуждает компании задумываться о нематериальных преимуществах сотрудничества с ними. В более выигрышном положении оказываются компании, которые имеют большую устойчивость за счет внутренних моральных ценностей, что особенно важно в условиях развивающихся, нестабильных рынков.

Полный вариант статьи опубликован в журнале "Генеральный директор ", №4, 2008 г.


Автор:  Екатерина Дворникова