ФОРМАТ РОЗНИЦЫ "ДРОГЕРИ" - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТБХ И КОСМЕТИКИ.

Последние пять лет Россия показывает один из самых высоких темпов роста розничного рынка в мире – 9% ежегодно. По прогнозам, к началу следующего десятилетия российский розничный рынок станет крупнейшим в Европе, обогнав по обороту Англию, Германию и Францию. При этом, можно выделить четыре основных тенденции, оказывающие наибольшее влияние на развитие розницы:

  1. Выход и активное развитие на розничном рынке крупных западных компаний ("Метро Group", "Ашан" и др.). Международные операторы оказывают все большее влияние в формировании стандартов торговой отрасли в России. Под их воздействием происходит повышение требований к розничной торговли в целом.
  2. Изменение потребительской среды. В России сформировался средний класс и значительно увеличилась доля высокодоходных клиентов. Изменились приоритеты потенциального потребителя - цена как конкурентное преимущество постепенно отходит на второй план, а значение ассортимента и оформления торговых площадей возросли. Кроме того, сегодня не достаточно знать демографический и социальный состав района, чтобы спланировать и открыть магазин. Представители одного и того же социального слоя ведут себя в качестве покупателей по-разному: это касается как выбора товара, так и требований, предъявляемых к уровню обслуживания.
  3. Под воздействием западных торговых сетей Московские сети активно развивают бизнес в регионах
  4. Еще одной тенденцией российского ритейла является освоение торговыми сетями новых форматов. После дискаунтеров строят гипермаркеты, после супермаркетов открывают "магазины у дома".

И данные тенденции свойственны не только для розничного рынка продовольственных товаров. По мнению аналитиков, потребитель уже насытился продуктами питания и готов в большом количестве приобретать другие товары – бытовую химию, предметы гигиены, косметику и пр. И бизнес это осознает и адекватно реагирует. Появляются новые форматы торговли, заимствованные у успешных западных форматов розничной торговли и адаптированные к российским условиям.

К одним из таких новых для России форматам относится формат Дрогери. Дрогери (Drogerie) - сетевое торговое предприятие, ориентированное на продажу ассортимента товаров первой необходимости, в основном непродовольственных – парфюмерии, косметики, бытовой химии, средств гигиены, лекарственных препаратов.

Появление магазинов такого формата относится к 70-м годам прошлого века. Наибольшее развитие формат получил в Германии, где насчитывается около 9.000 подобных магазинов. К лидирующим розничным сетям этого формата относятся Rossman, Shlecker, Drospa.

Одной из главных характеристик формата Дрогери является ассортимент товаров. В магазинах этого формата представлены товары, которые не требует специальных условий для хранения - холодильных камер, ванн, бонетт, среднетемпературных горок. Это такие товары как парфюмерия, косметика, фармацевтические препараты, хозяйственные товары, товары для дома, товары для детей, бижутерия, бытовая химия и другие непродовольственные товары.

Однако в формате Дрогери есть место и для продовольственных товаров - чая, кофе, печенья, соков, жевательной резинки, диетического питания, т.е. товаров импульсного спроса, которые обычно размещаются в прикассовой зоне. И хотя продовольственные товары обычно занимают 15%-20% процентов площади магазина, они могут обеспечивать до 70% общего оборота.

Отдельное место в ассортименте магазина формата Дрогери занимают товары сезонного спроса: весной это могут быть товары для дачи. Но сезон это не только время года, как он традиционно понимается, но и тот или иной праздник, например Новый год и рождество.

Некоторая доля ассортимента может зависеть и от сети, например, некоторые сети не торгуют пищевыми добавками или бижутерией. В классическом немецком формате, например, обязателен пункт печати фотографий. Несмотря на то, что ассортимент отечественных Дрогери складывался с ориентацией на западные аналоги, он корректировался в соответствии с российскими потребностями и образом жизни. Так, в российских Дрогери товары бытовой химии занимают 14-15%, в немецких – 3-5%, а в американских и английских бытовой химии нет вообще. В российских Дрогери, в отличие от западных, нет лекарственных средств, так как для ведения этого бизнеса необходимо получение специальных лицензий. Декоративная косметика в ассортименте Дрогери в Германии занимают 10%, в Америке и Англии – около 30%, а в российских Дрогери декоративной косметики не более 15-18%.

Достаточно большая доля товаров в Дрогери (до 50%) продается под собственной торговой маркой (СТМ). Собственные торговые марки всегда являются приоритетными для оператора, так как позволяют получить большую прибыль, создают позитивный имидж магазина для покупателя. На Западе многие торговые марки стали национальными брендами именно благодаря популярности магазинов Дрогери. Под собственной маркой в Дрогери обычно продают наиболее ходовые косметические средства: молочко для загара, дезодоранты, кремы для бритья, но может быть и более эксклюзивный товар, например духи.

Товары под собственной маркой могут быть как очень дорогими, так и очень дешевыми. Все зависит от позиционирования той или иной сети и созданного ею имиджа. Так, если взять сеть DM (Drogerie Markt), здесь качество и позиционирование собственных марок позволяют устанавливать такие же цены, как и на аналоги "от брендов", а зачастую даже продавать ассортимент под своими марками дороже, чем бренды. А вот у Schlecker товары под собственными торговыми марками гораздо дешевле. В фотоотделах сети Drospa, например, вместе с Kodak или Fuji продаются фотопленки под собственной маркой по низким ценам.

Формат Дрогери, как и дискаунтер, является экономичным и предполагает небольшие торговые площади (150-300 кв.м.) при большом обороте на квадратный метр площади и высокой пропускаемости. Кроме того, затраты на создание и эксплуатацию подобных магазинов существенно ниже, чем в продовольственных магазинах и экономия состоит в следующем:

Во-первых, почти 100 % всего ассортимента Drogerie не требует специальных условий хранения. А значит, в торговом зале отсутствуют специализированные холодильные и морозильные камеры - раздельные для мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей-фруктов и т. д. В зале нет среднетемпературных горок для выкладки тех же овощей-фруктов, йогуртов, гастрономии. Нет весьма дорогих низкотемпературных ванн. Не требуется устанавливать выносные агрегаты или устраивать высокопроизводительную систему кондиционирования в зале, если используются встроенные агрегаты.

Во-вторых, логистика - на порядок проще. Отсутствие в ассортименте скоропортящейся продукции как таковой позволяет осуществлять снабжение с меньшей периодичностью, эффективно загружать транспорт и так далее. А то, что вся продукция имеет сроки реализации в месяцы (и годы), сокращает потери от списания "просроченных" товаров.

В-третьих, расход электроэнергии также весьма мал, и определяется в основном необходимостью и достаточностью освещения торгового зала.

Основной доход Дрогери получают не от наценки, а от оборота. Для магазинов этого формата характерны простота оформления и минимально цивилизованные условия торговли, хотя они гораздо цивилизованней по сравнению со многими российскими магазинами.

80 % оборота магазина Дрогери обеспечивают постоянные покупатели. Поэтому магазин должен находиться в пределах шаговой доступности. 5 минут ходьбы - это максимум усилий, каких можно требовать от местного жителя, приходящего за своей повседневной традиционной покупкой.

В России сложилось два типа позиционирования магазинов Дрогери: в среднем и нижнем ценовом сегменте. Так, сеть "Ол!Гуд" находится в среднем и выше среднего ценовом сегменте, "Южный двор" - жесткий дискаунтер, "Подружка" и "Парфюмерный рай" относятся к средне-низкому и среднему ценовому сегменту. К примеру, средний чек в магазинах "Ол!Гуд" - 300 руб., "Подружка" - около 200-250 руб., в магазинах "Улыбка радуги" - около 170 руб.

Основоположниками формата Дрогери в России стали дистрибьюторы и оптовики косметики и бытовой химии, и это естественный процесс диверсификации бизнеса, так как необходимость в посредниках отпадала.

Так к примеру, российский дистрибьютор парфюмерии, косметики и бытовой химии Торговый Дом "Мак-Дак" в ноябре 2004 года принял решение о развитии собственной розничной сети в формате Дрогери – "Ол!Гуд". Дистрибьюторами также являются и компании "Южный двор" и "Парфюмерный рай", имеющие собственные сети магазинов Дрогери. Еще одной представительницей формата Дрогери в Москве является сеть "Подружка", первый магазин которой открылся в октябре 2005 г. Торговым оператором розничной сети "Подружка" является ООО "Табер Трейд", которая работает на рынке ритейла с 2003 г. Развиваются сети Дрогери и в российских регионах, например "Спектр" и "Улыбка радуги" в Санкт-Петербурге. Не так давно решение развивать собственную сеть Дрогери под маркой "Мила" принял холдинг "Аптечная сеть "36,6". Стартовой площадкой проекта стал Нижний Новгород.

По мнению аналитиков, ниша формата Дрогери - практически не освоенная и чрезвычайно перспективная. Сейчас в Москве работает 5-6 сетей, около 250 магазинов, при том, что потенциальная емкость столичного рынка - около 2 тысяч магазинов. Общий потенциал этого сегмента эксперты оценивают в 15-20 тысяч магазинов по всей России (оборот каждого магазина - $40–100 тысяч в месяц). Это означает еще три-пять лет активного роста сегмента Дрогери.

При этом, отмечается активное занятие рынка игроками. Лидеры открывают в среднем по 6-8 магазинов в месяц, и темпы постоянно увеличиваются. Так, два года назад (2006) сеть "Подружка" насчитывала 10 магазинов, к сентябрю 2007 года их число возросло до 70. В планах компании на 2008 год увеличить число магазинов сети до 250. Торговый Дом "Мак-Дак" (сеть "Ол!Гуд") за два года (2005/2007) увеличил количество своих магазинов (не включая франчайзинговых проектов) с 20 до 120. Практически все игроки растут довольно высокими темпами.

Высокие темпы развития сегмента Дрогери привлекают новых игроков, которые стремятся диверсифицировать свой бизнес. И западные розничные сети уже оценили потенциал Российского рынка и в ближайшие годы планируют на него выйти. Например, A.S.Watson Group (Гонконг) – один из крупнейших в мире операторов на парфюмерно-косметическом рынке. Для данной компании стратегическим направлением в России станет развитие национальной сети магазинов формата "Drogerie". В Европе это приоритетный формат для A.S.Watson – ей принадлежат такие крупные сети Дрогери, как Superdrug, Savers, Rossmann, Drogas и др.


Статья опубликована в журнале "Бытова и профессиональная химия", ИД "Красота для профессионалов", №2 (42), 2008 г.


Автор:  Екатерина Дворникова